Звук виниловой пластинки.

Аналоговая и цифровая звукозапись конкуренты или попутчики?


Виниловая пластинка на проигрывателе
Во все времена существования конкурирующих стандартов – лошадь против паровой машины, бумага против пергамента, Андроид против Айфона – фанатики принимают сторону и отстаивают свои идеалы с почти религиозным рвением. Сравнение звука виниловой пластинки и цифровой аудиозаписи выделяется среди спорных вопросов. Почти все меломаны заняли одну из сторон. Одни открыто и с пристрастием, другие подсознательно, на основании за и против, придерживаются своего мнения. В любом случае, стоит задать главный вопрос: Можно ли услышать разницу звука виниловой пластинки и цифровой записи?

И снова, страстные сторонники заявляют, что смогут отличить звук виниловой пластинки. Либо цифровой записи, если мы говорим с приверженцем такого носителя звука. Через несколько мгновений мы увидим данные тестов такого заявления. Но для начала, обзор бесстрастной технической информации.


Дорожки виниловой пластинки
Принципиальная разница в природе носителя, который является либо аналоговым, либо цифровым. Переливы звука либо нарезаны в виниле, либо представлены в цифровом виде нумерической амплитудой. Можно считать изысканной элегантностью то, как два стереоканала записаны в одной канавке, по которой следует игла. Движение иглы из стороны в сторону воспроизводит звучание одного канала. Для стереозвучания добавлена ось перемещения иглы вверх и вниз. Разведём стороны дорожки в стороны на 45° и мы получим дорожку виниловой пластинки, которая изменяется по глубине и по ширине. Скорость и глубина вибрации иглы вниз и влево даёт звучание левого канала. А скорость и глубина вибрации вниз и вправо даёт звучание правого канала. Совмещение обеих каналов даёт информацию, как должна быть нарезана дорожка в каждой точке. Эта прекрасная система даёт непрерывную волнообразную дорожку виниловой пластинки, по которой следует игла.

Цифровая запись звука определяется двумя основными параметрами: частота дискретизации, означающая количество раз в секунду высоты волны; и разрешение, означающее число возможных уровней, которые могут быть измерены в каждом образце. Для компакт-диска принято 16 битное разрешение, что означает возможность высоты волны от 0 до 65535. Довольно высокая точность. Это измерение представлено 44100 раз в секунду. Подобная частота выбрана по причине превышения более, чем вдвое уровня частоты различаемой человеческим ухом. Люди слышат звук до 20 тыс Гц. Минимальный битрейт, покрывающий весь спектр человеческого слуха называют частотой Найквиста. Закодируйте каждое слово знаками из шестнадцати нулей или единиц, удвойте его, потому что есть отдельное измерение для каждого стереоканала, задайте скорость потока 44100 измерений в секунду. Скорость считывания этих бит информации и называется битрейт. Чем больше битрейт, тем выше точность разрешения. Если этот поток должен быть записан на компакт-диске, он проходит через следующее преобразование, для изменения его в совершенно другую серию нулей и единиц, которые могут более точно считываться лазером. Если информация записывается на компьютере, она может быть сжата множеством различных способов, зависящих от размеров файла и сохраняемых данных.

Здесь пролегает наша линия спора. Можно добавить к сказанному очень и очень много. Оба формата аудиозаписи, и виниловые, и цифровые носители имеют как преимущества, так и недостатки. Но есть причина, по которой сам спор теряет смысл. Способ хранения музыки, будь это виниловая пластинка или цифровой аудиодиск, не является важным фактором во всей системе аудиозаписи и воспроизведения. Это подобно спору, какой автомобиль лучше, отталкиваясь от проводов системы зажигания. Есть очень и очень много факторов, влияющих на воспроизведение музыки, которые существенно влияют на качество. Микрофоны, уровень записи, качество воспроизводящей аппаратуры, усилитель и, возможно, наиболее важно качество динамиков и характеристики помещения. Является ли носителем звука виниловая пластинка или компакт – диск, да простят автора меломаны, существенной роли не играет. Оба метода записи имеют характеристики, далеко превышающие возможности слуха человека.

Множество сторонников винила скажут, что звук просто лучше. Теплее или просто лучше. Сторонники цифровой записи часто приводят объективное отличие от виниловой пластинки то, что цифровая запись может иметь более высокий динамический диапазон. Это свойство приводит к различию громкости между наиболее тихим и наиболее громким фрагментом записи. Но смогут ли они определить разницу при контролируемых условиях?

К сожалению, это подобно выяснению какой из гонщиков более талантлив, если обоим дать одинаковые автомобили. Каждый гонщик имеет свой стиль и предпочтение в настройках. Как можно сравнить идентичные записи на виниловой пластинке и на CD, если они не существуют? На заре CD, студии звукозаписи просто использовали существующий виниловый мастер – диск старых записей, с которого изготавливали виниловые пластинки. Мастер – диск подходит к изготовлению винила, но не подходит изготовлению CD. Сегодня звукоинженеры практически всегда изготавливают свой вариант обработки, соответствующий предположительному применению. Мастер – запись это специальный микс, созданный инженером, который знает кто будет слушать, как слушать и как это будет сочетаться с другой музыкой. Отдельные инструменты могут быть настроены индивидуально, возможно скорректировать стереоэффекты и применить массу других параметров. Таким образом, компакт – диск и виниловая пластинка на основе одной записи будут, скорее всего, основательно отличаться.

Более того, метод проигрывания виниловых пластинок имеет побочные явления: поскрипывание и дефекты износа, которые слышны при механическом снятии звука. Действительно, «тёплый и богатый» звук виниловой пластинки не результат качественного воспроизведения, а в большей степени свойства самого воспроизводящего механизма.

Научным фактом является возможность цифровой записи воспроизводить частоты превосходящие слух человека. Но сможет человек определить звучание таких частот в музыкальном фрагменте или нет? Исследование Японской компании NHK 2004 года говорит нет. Они пригласили 36 участников и провели 20 тестов с каждым. Только 18 летняя девушка иногда попадала с ответом, но в индивидуальном тестировании эффект пропал. Тем не менее, NHK обнародовала вывод:

«Нет подтверждения, как нет и опровержения возможности человека отличить музыку с высокой частотой звучания. »

Является ли носителем звука виниловая пластинка или цифровой аудиодиск, похоже, частоты выше 20 тыс Гц человек не слышит.

Споры также существуют между цифровыми форматами. Это война концепций за признание превосходства одного формата над другим. Два высококлассных формата «Super Audio CD» и «DVD Audio» обсуждаются так и эдак специалистами отрасли. Но в 2004 году участники 116 конференции «Общества Аудиоинженеров» в Берлине опубликовали следующее:

«…..Существенные различия не услышаны между DSD и высокого разрешения PCM (24-бит / 176,4 кГц) даже на лучшем оборудовании, при оптимальных условиях прослушивания с участниками, которые имели разнообразный опыт прослушивания, различными способами с упором на то, что они слышат. Следовательно, можно сказать, что ни одна из этих систем не имеет научную основу для утверждения звукового превосходства над другой. Эта реальность должна положить конец дискуссии различных PR ведомств.»

В 2000 году отличное исследование было опубликовано в «Бюллетене Исследований Музыкального Образования» (the Bulletin of the Council for Research in Music Education). Участник прослушивал цифровую и аналоговую запись одного и того же музыкального фрагмента, записанную «как есть», без обработки. Имея возможность переключать источник звука прямо по ходу воспроизведения, слушатель не знал источник звука. В результате, цифровая запись превзошла аналоговую по всем десяти пунктам. Хотя носителем звука был аудиодиск и аудиокассета. Виниловая пластинка в эксперименте не принимала участия. Вывод исследователей:

«Результаты показали, что слушатели оценили цифровые версии живых концертных записей выше по качеству, чем соответствующие аналоговые версии. Участники дали значительно более высокие рейтинги цифровых презентаций по НЧ, ВЧ и общее качество, а также разделение инструменты / голоса.»

Если подытожить научные выводы, цифровой формат превосходит аналоговый, но виниловые пластинки дают свой характерный звук, который многим нравится. Одни предпочитают Феррари, другие Мустанг и не очень обращают внимание на технические характеристики автомобиля.

Аргументы в пользу виниловых записей не нужно подкреплять набором технических данных. Лучшие советчики это личные ощущения и опыт. Бережное опускание иглы на дорожку виниловой пластинки похоже на создание своими промасленными руками автомобиля мечты. Это воспроизведение ощущений, а не сравнение метрических параметров. Вовлекается больше ценных моментов: Запах огромного конверта виниловой пластинки, установка звукоснимателя над первой дорожкой, нежное опускание иглы микролифтом и наблюдение за бегущим стробоскопом. Этому нужно посвятить время и внимание. Всё значительно проще при установке CD диска в лоток приёмника либо в «заглатывающую» прорезь. Можно дискуссировать сколько угодно, но вопрос преимущества виниловой пластинки, скорее, философский. Не ищите логику или практичность. Неуловимые связи порою важнее, чем технически обоснованные параметры.

Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media

Прочитать в оригинале

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

Комментарии на “Звук виниловой пластинки.

  1. Александр

    И все же я не получаю удовольствие от прослушивания led zeppelin 4 на сд а вот пластинка звучит просто волщебно. Некоторая мистичность загадочность музыки усиливаеться небольшим потрескиванием пластинки а глубина обьемность звука завораживает. Сд оригинальный производства сша атлантик звучит пресно стерильно неинтересно.

  2. Andrej

    На пластинки сейчас мода.Разве поставить проигрыватель на даче для красоты и чтобы иногда послушать.

  3. Guy Fawkes

    Выше отписались два типичных любителя «тёплого лампового звука».
    Со своей стороны могу сказать, что я в свои 39 уже не слышу частоты выше 14 кГц (прежде чем обвинять в глухоте — проверьте, кстати, себя). Посему моя погоня за lossless-записями не имеет особого смысла. Вряд ли я услышу разницу между flac и mp3 256.
    Но как и любители винила «веруют» безо всяких на то объективных причин, так и я собираю lossless в cd-качестве.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *