Фотографии привидений.

История фотоснимков с привидениями, возможные причины.

Множество подтверждающих фотографий можно увидеть на страницах книг, рассказывающих о присутствии призраков среди нас. Ребёнок — привидение, сидящий на краю могилы. Прозрачная фигура на ступеньках лестницы. Детское лицо на фоне разрушительного пожара. Действительно ли удалось поймать призрака в кадр? Возможно есть более рациональное объяснение таким фотоснимкам? Давайте направим научный взгляд на доказательства существования призраков и посмотрим на результат.

История фотографий призраков тесно переплетается с историей самой фотографии. На заре развития фотографии требовалось не только быть энтузиастом, но и осваивать всю технику обработки и получения снимков. До изобретения фотоплёнки приходилось работать со стеклянными рамками многократного использования. Фотографы 19 века развивали свой маленький бизнес, выполняя портретную и семейную съёмку за деньги. Всё оборудование находилось в студии и его размеры не давали возможность свободного перемещения. Тяжёлые и дорогие рамки из стекла очищались перед новым использованием, но не всегда тщательно , благодаря этому, получался эффект наложения снимков. Метод множественной экспозиции хорошо знали фотографы, но не широкая публика.

Перед следующим шагом в историю фотографии следует вспомнить, что её развитие совпало с развитием «Спиритизма». Главной идеей течения была вера в существование на Земле духов умерших людей, при этом общение людей с духами возможно благодаря медиуму на спиритическом сеансе. Спиритизм зародился в 1840х годах, разрастаясь в 20 веке привлечением новых сторонников и последователей. По мере роста течения, множество людей верили в существование духов как научную реальность.

Огромное количество людей, искавших подтверждение жизни после смерти, принимали участие в спиритических сеансах на северо-востоке США. В этой обстановке Бостонский фотограф Вильям Мамлер (William Mumler) представил публике, желавшей больше подтверждений, фотографию привидения.

Мамлер был гравёром, перед тем, как начать карьеру фотографа привидений, запечатлив на снимке умершего годами ранее родственника. Во времена, когда фотография, сама по себе, была дорогим удовольствием, Мамлер ухитрялся зарабатывать в разы больше снимками, где на обычной семейной фотографии появлялся дорогой и любимый, но ушедший из жизни человек.

Как он делал это? Как удавалось дурачить людей расплывчатыми, но простыми в повторении кадрами многократного применения? Секрет успеха был в сотрудничестве Мамлера с сетью спиритических салонов. Медиумы, за половину гонорара, передавали ему подробности о семье и умершем человеке. Медиум направлял клиентов к фотографу на точно назначенное время. Сам Мамлер никогда до этого не встречался с клиентом, но всегда находил подходящий образ в своей библиотеке призраков. Фотографии получались довольно сомнительного качества, но несчастные жертвы обмана отчаянно пытались найти знак или сигнал из потустороннего мира. Жена Мамлера ассистировала ему и добавляла театральности всему представлению, усиливая магию происходящего. В 1868 году супруги Мамлер переехали в штат Нью Йорк, где и зародился Спиритизм.

Бизнес процветал и через несколько месяцев Мамлер смог купить свою студию, взамен арендованной. Эта волна подозрительной активности привлекла внимание скептически настроенного репортёра, который убедил власти начать расследование. Мамлер был арестован и предстал перед судом.

Суд над Вильямом Мамлером превратился в спектакль, которому добавил колорита мистер Барнум ( P. T. Barnum), вызвав оглушительный смех зала. Барнум написал книгу об использовании техники множественных экспозиций, когда фотограф добавляет расплывчатое изображение к основному снимку. Мамлер был раскритикован в суде, но не признан виновным и не осуждён, хотя пострадал финансово.

Мамлер вернулся в Бостон, где сделал наиболее известный снимок с привидением в своей карьере. В 1872 году его студию посетила женщина, путешествующая инкогнито. Когда Мамлер проявил снимок, фигуру сидящей женщины обнимал её умерший супруг, Авраам Линкольн.

Успех Мамлера побудил многих фотографов применить его практику фотоснимков привидений. Может показаться невероятным, но даже в случаях разоблачений или признания самим фотографом применения технических трюков, обманутые клиенты продолжали верить в духов умерших и существования жизни после смерти. Были ли все снимки привидений обманом? Доказательств достаточно, но техника многократной экспозиции была лишь одним из способов поймать в кадр образ привидения.

С развитием Спиритизма развивались возможности медиумов демонстрировать физически свои способности. Очевидцы могли наблюдать сияющие фигуры, плывущие медные трубы, а также известное привидение «слимер», мистическую субстанцию под названием эктоплазм.

Было очень непросто разоблачать спиритизм скептически настроенным учёным. В их среде было немало таких, кто верил в привидения и сверхъестественные силы. Интеллектуалы, учёные, шоумены, люди из самых разных слоёв общества пытались исследовать вопрос о привидениях и их образах на фотоснимках. Артур Конан Дойль, Гарри Гуддини, Пьер и Мария Кюри, многие — многие другие известные люди проводили расследования. Некоторые разглядели обман, некоторые укрепили веру в призраков, но никто не нашёл научного доказательства и методики демонстрации, которая выдержит научный эксперимент.

К тому же периоду относятся фотографии, на которых эктоплазм появляется изо рта и ноздрей медиума. Специально сконструированные куклы появлялись из шкафа или над головами. В наше время трудно обмануть такими снимками, но для того периода впечатление зрителей было довольно сильно и фотографии привидений расценивались как подтверждение их существования.

Эти ранние случаи привидений на фотоснимке представляют единственный вариант: преднамеренный обман ради денег. Но есть и другие разновидности, которые по сей день размещаются на главных страницах журналов и глуповатых круглосуточных телеканалах.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые:

Призрачные шары.

Они называют их Орбс. Переливающиеся точки появляются на снимке с течением времени. В некоторых, из них, можно даже разглядеть лица. То, что воспринималось как лицо дорогого человека, ушедшего из жизни, оказалось частичкой пыли, испортившей снимок. А как же лица? Об этом дальше.

Парейдолия.

Возможно наиболее распространённые причины привидений на фотографиях это снимки против окна, в коридоре, в тени, где появляются мистические формы, похожие на людей. Что это? Почему фотограф не видит их в момент съёмки? Наука имеет для этого термин, как, впрочем, любители — охотники за привидениями. Тенденция видеть человеческое лицо там, где его нет на самом деле называется Парейдолия. Такие лица называются симулякры. Это часть «апофении», тенденции людей видеть изображения в хаосе. Это также дало толчок криптологии, фотографиям фей, святых и ангелов. По случайности «орбс» фото имеют мелкие, смеющиеся лица, состоящие из случайных точек. По непонятным для автора причинам, энтузиасты фотографий с призраками стали называть тот же феномен «матрисинг». Не исключено, что научная терминология отвергается преднамеренно, в пользу выдуманной.

Насекомые.

В ноябре 2007 получило известность видео, снятое камерой наблюдения на автозаправке в штате Огайо. Полупрозрачный объект облетал стойки заправки, но не был замечен персоналом. Новость разгонялась с единственным вопросом: «Был ли это призрак?» Скептическое расследование идентифицировало объект как насекомое, облюбовавшее объектив камеры. Подобные феномены «призраков» записывают снова и снова на камеры внешнего наблюдения. Эффект расплывчатого существа из потустороннего мира даёт насекомое, севшее на объектив. Комары, бабочки, пауки ошибочно принимаются за привидения на таких видеозаписях.

Случайная многократная съёмка.

С появлением цифровой фотографии такое явление становится реже и реже. Плёночная камера, при определённых условиях, позволяла сделать более одного снимка на один кадр. В большинстве случаев такой кадр выбраковывался. Иногда на снимке был человек ушедший из жизни попавший в кадр при жизни, появившись как артефакт многократной съёмки.

Длинная экспозиция и подвижные фигуры.

Немало «фотографий привидений» было снято при длительной выдержке, когда между объективом и объектом съёмки проходил человек. На снимках этого типа можно увидеть расплывчатую фигуру и шлейф за ней.

Ремни камеры.

Мистические объекты на фотографии, которые никто не видел в момент съёмки, вызывают удивление. Что это может быть? Может это ангел? Может это привидение? Есть вероятность, что в объектив попали ремни камеры. Странные и расплывчатые объекты заставляют принимать их за привидения.

Ледяное дыхание.

Охота за привидениями зимой может запечатлеть пугающее туманное облако, которое никто не видел. Есть шансы, что в объектив попало дыхание фотографа. Эффект может усиливаться вспышкой и выглядеть довольно странно, но это не привидения.

Незамеченный человек или особенность.

Большинство фотографий привидений распространяются фотографами, которые утверждают, что никого не было в объективе при съёмке. Обычное явление, когда делается снимок интересного здания или красивого пейзажа. И вдруг на снимке оказывается незамеченный человек. Стоит напомнить, что память человека довольно ненадежна, и мы можем упустить периферийную информацию, сконцентрировавшись на главной. Привидения на снимках туристического маршрута скорее всего незамеченный прохожий, чем прохожий с того света.

Преднамеренные обманы.

К сожалению, это подавляющее число фотографий с привидениями. Мотивы могут быт разными, ради известности, ради денег, например. Некоторые люди видят в появлении фотографий с привидениями подпитку веры в их существование. Но есть издания, хорошо оплачивающие подобные фотоснимки, давая толчок их появлению. Иногда людям нравится разыгрывать и дурачить других людей. Как сказал артист и писатель Даниель Локстон (Daniel Loxton): «От розыгрыша не ожидается значительная прибыль, достаточно если она оправдает затраты.» Для некоторых это совсем не разорительно.

Какова бы не была природа появления фотоснимков с привидениями, они все разделяют одну и ту же особенность. Такие снимки абсолютно бесполезные доказательства существования привидений и потустороннего мира. Своим появлением они иллюстрируют неутомимую способность человека наделять сверхъестественными способностями даже несовершенные экземпляры. На сегодня ни один фотограф не смог доказать существование жизни после смерти. Более того, фотографы пойманные на преднамеренном обмане, продолжают поставлять свои работы соответствующим печатным и интернет изданиям. Лгуны поддерживают хрупкую надежду скорбящих родственников связаться с дорогим человеком, извлекая выгоду.

Сделайте автору одолжение. Увидев фотографию привидения в интернете, наберите в поиске «опровержение», «разоблачение» или «скептицизм». Вполне возможно, что уже есть подробное описание метода создания этого фото. Даже если пояснение не найдётся, снимок не подтверждает ничего аномального, кроме как временное отсутствие разоблачения.

Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media

Прочитать в оригинале

Перевод Владимир Максименко 2013-2015

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *