Кто же такой Чарльз Форт?

Загадочный автор «Книги проклятых»…


Чарльз Форт
Эта статья могла и не появиться, если бы публичный интерес к странным явлениям не был так устойчив. Без преувеличения, к поддержанию этого интереса частично приложил усилия Чарльз Форт. Автор, чьё имя связано с так называемым «Fortean Phenomena». Другими словами, влечением к странным, необъяснимым наукой событиям, которые врываются в ночь, проникают из облаков или вдыхают жизнь в неодушевлённые предметы. Книги Чарльза Форта, в начале 1900х годов были не первыми такого рода публикациями но, вероятно, наиболее влиятельными. Форт сам по себе был загадочной личностью. Верил ли он в написанное? Был ли он талантливым сатириком? Возможно всё его творчество это большая шутка. Сегодня мы вернёмся в Бронкс, один из районов Нью Йорка, во времена шумных дней между двумя мировыми войнами, сухого закона, дебатов по избирательному праву и падающих с неба лягушек Чарльза Форта.

Родившись в Албани, штат Нью Йорк (Albany, New York), в 1874 году, Форт вёл ничем не примечательный образ жизни до 1916 года, когда полученное наследство предоставило полную свободу изучать и описывать странные доклады и наблюдения. Чарльз Форт наиболее известен по четырём публикациям: «Книга проклятых» (The Book of the Damned 1919), «Новые Земли» (New Lands 1923), «Внемли!» (Lo! 1931), и «Необузданные таланты» (Wild Talents 1932). Некоторые называют это горьким сарказмом, некоторые очаровательным глубокомыслием, некоторые дикостью. Чарльз Форт связывает между собой сообщения о странных феноменах и своей философской точкой зрения на вселенную, частью которой есть взаимосвязь всех событий, приводимых в движение разумным, всеохватывающим организмом.

Карьере Чарльза Форта поспособствовали два других писателя: Теодор Драйзер, помогавший Форту опубликовать книги и помещавший его короткие статьи в своём собственном журнале и джентльмен по имени Тиффани Тайер (Tiffany Thayer), чьё обожание Форта выросло до фанатизма. Тайер основал «Общество феноменального» (Fortean Society) в 1931 году за год до смерти Форта, против его желания, пригласив целую галерею личностей, известных своими паранормальными интересами.

Что могло привлечь всех этих противоречивых авторов, чьё творчество принимали далеко не все читатели и чьё творчество было скорее не литературой, а подборкой занимательного и удивительного? Более того, «Общество феноменального» долго процветало и после смерти Чарльза Форта. Его привлекательность трудно оспорить. Попробуем рассмотреть насколько предприятие было серьёзно. В 1952 году Мартин Гарднер (Martin Gardner) написал:

«…Общество притворяется, что широкие рассуждения Форта так же правдивы как и «искусственная нелепость» (выражение Форта) принятой науки. В сухом остатке, Общество является огромной шуткой, но Тайер и, похоже, большинство членов относятся к нему довольно серьёзно. Часть шутки состоит в неприемлемости чьего либо предположения, что это шутка.»

По поводу этого Тайер выражался достаточно ясно. После смерти Форта он пишет:

«Чарльз Форт ни в коем случае не был чудаком. Он не верил единому слову своих очаровательных «гипотез», как и любой взрослый человек может понять из текста. Он выдвигал свои тезисы в виде шутки…»

«Мешок смеха был в каждом наборе печатных слов… он рычал при упоминании вопроса, хохотал над претензиями серьезных практиков, фыркал на свои ошибки, выл на несоответствия, усмехался своим читателям, хихикал корреспондентам, улыбался собственной глупости участия в такой деятельности, улыбался отзывам о своих книгах и развеселился, когда увидел, что я на самом деле занялся организацией Общества.»

«…Чарльз Форт имел наиболее притягательное чувство юмора, которое раскрашивает жизнь разумного человека. Никогда не забывайте об этом, читая его. Если забудете, он разыграет вас. Заставит принять на веру нечто безумное. И как только эта вера пустит ростки, искренне посмеётся над вами.»

Но есть причина не слишком доверять словам Тайера. После смерти Чарльза Форта, Тайер получил полную власть над обществом и его журналом, публикуя только свои собственные статьи, превращая журнал в свой политический рупор, особенно во время Второй Мировой Войны. Это было ни что иное, как сатирический журнал одного автора.

Какой бы не была мотивация Тайера, написанное самим Фортом даёт нам достаточно доказательств тонкого розыгрыша. Иногда он становится настолько странным, что, похоже, даже не надеялся серьёзное восприятие:

«Суть рассуждений в том, что где-то есть есть место происхождения жизни на Земле. Либо это планета «Генезистерин» (Genesistrine), или Луна, или аморфный придаток Земли, или остров в Саргассовом море». Это должно стать целью поисков исследователей. То, что одноклеточный организм мог попасть на Землю прежде амёбы приводит к мысли о её искусственном заселении в процессе иммиграции или бомбардировки.»

Жизнь Форта можно назвать беспокойной, с признаками странностей, что можно резонно рассматривать как соответствие глупым вещам, о которых он писал и в которые, возможно, верил. Драйзер и Тайер были единственными его друзьями. Чарльз Форт не часто покидал свой дом и его нельзя назвать общительным человеком. Более того, Драйзер и Тайер познакомились с Фортом привлечённые его работами, в надежде заработать на этом. Форт расслаблялся единственно известным способом, играя одиноко, долгими часами в «Супер Чекерс» (Super Checkers) на огромной доске. Остальное время он проводил в общественных библиотеках. По всем признакам был вполне доволен одиночеством, работал в изоляции и никогда не искал компаньона в работе.

Если он был гениальным сатириком, то вполне изолированно от мира. Похоже сатира была его действительной страстью. Если Чарльз Форт имел подобные намерения, то делал это для себя, никак не показывая, что его интерес в паранормальных явлениях есть нечто большее, чем личное увлечение. Объектом его сатиры была только наука и учёные, но не каждое научное направление. Возможно Форт был сатириком, но его также можно рассматривать как серьёзного автора, чьи идеи, на самом деле, уходили намного дальше.

Как критик человеческой натуры, Форт возможно похож на Марка Твена. В его критицизме учёных, их попыток преуспеть в науке можно заметить тонко завуалированные наблюдения универсальных человеческих слабостей. Когда он написал «Книгу Проклятых», комета Галлея прошла всего несколькими годами ранее. Наблюдения Форта:

«…Каждый теперь клянётся, что видел её. Следует оговаривать себя. Иначе можно быть обвинённым в отсутствии интереса к большим и значащим событиям.»

Книги Форта переполнены наблюдениями поведения людей. Не удивительно, что Тайеру удалось легко привлечь в Общество так много литературных гигантов. Описывать книги Форта как список странных событий означает не заметить их потенциал. На самом деле, они очень наблюдательно описывают реакцию людей на странные события. Легко написаны, но глубоки в своих намерениях. И далее, в следующем параграфе, Форт пишет о морском наблюдателе, который наблюдал хлопья снега в свой телескоп:

«Я думаю, что это был Мухаммед и его Хиджра. Возможно только его гарем. Чарующее ощущение: в пространстве парят десять миллионов жён вокруг одного.»

В этом месте сторонники мнения, что Форт был убеждённым сторонником паранормального должны сказать: «Да, всё остальное правда, а это просто метафора.» Если так, то это следует говорить на каждой странице. В тот момент, когда Форту удаётся убедить читателя в своём антагонизме к науке и приверженности к паранормальному, он выдёргивает ковёр из под ног неопровержимым наблюдением отсутствия подтверждений. Заставляя думать о себе как о наблюдательном философе.

Наиболее убедительным кажется мнение Джерома Кларка (Jerome Clark), который описывает Форта как «скептический сатирик человеческой натуры», направивший весь свой скептицизм на «научные» заявления и альтернативные знания. Кларк также описывает работы Форта как юмор насмешки, проникающий вглубь и подсчитывающий глупости, не имея ничего противоречащего научному открытию. Мнение Кларка поддерживается утверждением Колина Вилсона(Colin Wilson), называющего Чарльза Форта «святым покровителем чудаков»:

«Форт не пытается привести убедительные аргументы в своих книгах. Его цель спровоцировать злость и неуверенность в учёных, заставив пересмотреть свои выводы.»

Это и есть мнение автора о Чарльзе Форте. Перечитав вышесказанное, автор не уверен, был ли Форт крайне серьёзен или просто дурачил читателя. Вопрос не имеет ответа. Удивительно, прочитав произведения Форта, не найти ответа. Гипотезы, споры, но ясно одно: любой однозначный вывод ошибочен. Главный вывод из книг Чарльза Форта это не коллекция странных событий, не получивших объяснение науки, а пересмотр собственного опыта и наблюдений. Более того, пересмотр самих себя.

Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media

Прочитать в оригинале

Перевод Владимир Максименко 2013-2015

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *