Был ли Ковчег Завета?

История известнейшей реликвии Библейских времён.


Ковчег Завета
Сегодня мы совершим путешествие во времени назад, к Библейским временам и обратим наш скептический взор на одну из наиболее живучих легенд Христианства: Ковчег Завета, святое вместилище разбитых каменных скрижалей Десяти Заповедей, которые, как говорят, сохранил сам Моисей. Это очень интересная история потому, что в отличие от Святого Грааля, который существует лишь в легенде об Артуре и не имеет историческую основу, Ковчег Завета, вероятно, был реальным физическим объектом.

По внешнему виду, Ковчег Завета был очень похож на версию, изображенную в одном из приключений Индиана Джонс «В поисках утраченного ковчега», только немного меньше: 2,5 локтя длины, и 1,5 локтя ширины. Ковчег Завета бы изготовлен из Акации, покрыт позолотой, на крышке находились два херувима. Ковчег имел два шеста для переноски, к нему нельзя было прикасаться.

Достаточно много копий Ковчега Завета сохранились до наших дней, и мы поговорим о некоторых из них. Но что явилось оригиналом? Нити различных сказаний о Ковчеге Завета уходят глубоко в историю, исчезая в Библейских легендах. Есть упоминания в других древних текстах, таких как Коран и Книги Маккавеев. Говорят, Ковчег Завета построен по указаниям Моисея во время Исхода евреев из Египта. Но это проблематично, так как Исход это библейская история, а не историческое событие.

Существуют различные Библейские истории о передвижениях Ковчега Завета и об армиях его завоевавших, но нет археологических подтверждений этим событиям. Говорят, что Ковчег Завета попал, в конце концов, к Царю Соломону примерно в 10 веке до Н.Э.. Но само существование Царя Соломона не имеет весомого археологического подтверждения, несмотря на многочисленные усилия Библейских буквалистов интерпретировать различные археологические и антропологические находки. Наиболее известное деяние Соломона это строительство Храма Соломона в Иерусалиме, но подтверждений не найдено. Говорят о разрушении храма в 586 году до Н.Э.. Некоторые археологи верят в подтверждающие находки, другие считают, что доказательства довольно слабы.

Внутри Храма Соломона была специальная комната, Святыня Святости, в которой находился Ковчег Завета. Поскольку не доказано существование храма, нет подтверждения Святыне Святости, мы не можем сказать, что Ковчег Завета находился именно там. Тем не менее, существует множество неэмпирических доказательств, подтверждающих идею, что Соломон, его храм и Ковчег Завета, вероятно существовал. Историки, обращаясь к Древнему Риму, например Иосифу Флавию и Древней Греции, например Геродоту, имеют все соответствующие учетные записи, которые в целом согласуются с библейской историей Храма Соломона. По мнению автора, существование Храма Соломона и позолоченного сундука из дерева вполне возможно. Нет серьёзных оснований сомневаться в этом.

Поворотным моментом в истории Ковчега является поглощение Иерусалима нео-вавилонцами под предводительством Навуходоносора в 586 году до Н.Э. Это реальное историческое событие и дата, где Библейское существование Ковчега Завета переходит в исторически – обоснованное. Навуходоносор разрушил Храм Соломона. Всё содержимое попало в руки нео-вавилонцев. Был ли при этом Ковчег Завета неизвестно. Одна из следующих версий Библии пишет, что добыча была перемещена в Вавилон, включая «Ковчег Бога», но дальнейшая судьба Ковчега Завета, если это был он, не описана. По всей вероятности, если грабители храма обнаружили большой сундук в позолоте, они вскрыли его. Не найдя никаких ценностей, сожгли вместе с храмом. Если исходить из существования оригинального Ковчега Завета, скорее всего таковой оказалась его судьба.

Но как святыня, Ковчег Завета наверняка стал объектом слухов и поклонения. По версии Евреев, Ковчег Завета был перенесен в секретное помещение Горного Храма перед нападением Навуходоносора, где находится в безопасности до наших дней. Но политическая ситуация не позволяет произвести археологические раскопки для подтверждения этой истории. Еще одна история из второй книги Маккавеев говорит, что пророк Иеремия спас Ковчег Завета, взяв его из Иерусалима и спрятав в неизвестной пещере, где он хранится до сих пор. Никакой возможности проверить эту легенду не было. В последующие годы версий появляется предостаточно: Ковчег Завета забрали рыцари ордена Тамплиеров, Ковчег спрятан в Ватикане, Ковчег сгорел в иной базилике Рима. И даже история из Зимбабве, которая увенчалась находкой реплики Ковчега Завета, датированной 1350 годом по методу углеродного анализа.

Наиболее известно местонахождение Ковчега Завета в небольшом Эфиопском храме, принадлежащем Ортодоксальной Церкви. Эта история основана на заявлении служителей храма. В конце концов, можно проехаться по этим храмам и увидеть Ковчеги Завета, потому что все они являются репликой.

Городок Аксун лежит в высокогорье северной Эфиопии. В наивысшей точке города, в конце аллеи, ведущей между вершинами зелёных холмов, находится Церковь Богородицы Марии Сиона. Церковь заложена в 4 столетии, но перестраивалась множество раз. Короли Эфиопии принимают здесь коронование в течение многих столетий. Церковное предание гласит, что Ковчег Завета находится в Эфиопии очень давно, и история его появления описана в эфиопской книге, датированной 13 веком, под названием Кебра Нагашт (Kebra Nagast), или Слава царей. История повествует о короле Менелике I, называя его сыном царя Соломона и царицы Савской. В возрасте 22х лет, примерно в 950 году до Н.Э., царь Менелик встречался с отцом в Иерусалиме. Приятели Менелика похитили Ковчег Завета из Святыни Святости, подменив его репликой. Соломон обнаружил подмену, когда Менелик почти добрался обратно в Эфиопию. Ковчег Завета принёс удачу Менелику, армии падали ниц перед ним. Ковчег Завета хранился в различных тайных укрытиях, пока не нашёл своё место в Церкви Богородицы Марии Сиона.


Часовня Ковчега Завета в Эфиопии
Нынешняя церковь была построена в 1950-х годах императором Хайле Селассие. Жена Селассие приказала построить крошечную часовню на территории церкви. Часовня задумана как последнее место сохранения Ковчега Завета. Она фактически возведена вокруг Ковчега и имеет слишком узкий проход, не позволяющий вынести святыню. Один Хранитель проводит всю свою жизнь внутри четверти акра огороженной территории, окружающей часовню, и никому никогда не позволено увидеть Ковчег Завета.

Таким образом, узы крови устанавливают родство всех правителей Эфиопии с царём Соломоном, а Ковчег Завета служит абсолютным подтверждением этому. Растафарианцы считают Селассие реинкарнацией мессии, исходя из его родословной и, даже называют себя в его честь. «Рас» означает голова герцога, а «Тафари» это имя Селассие, данное при рождении. Селассие носит титул Лев – Завоеватель племени Иудино, а Растафарианцы носят дредлоки символизирующие львиную гриву. Традиция основана на части исторического прошлого, связанного с Кебра Нагаст, согласно которой первые Евреи прибыли в Эфиопию вместе с Менеликом.

Но выяснилось, что Кебра Нагаст не выдерживает пристального взгляда историков. Упоминание об этой книге возникает в 13 столетии, когда за трон Эфиопии соперничали две династии. Правящая династия Загве (Zagwe), заявляла свои права по родству с Моисеем. Аксумиты (Aksumites) связывали своё родство с царём Соломоном, указывая на Кебра Нагаст, используя в качестве доказательства Ковчег Завета. Что может быть нагляднее? Место Загве заняли на престоле Эфиопии Аксумиты. О создании Кебра Нагаст в пропагандистских целях говорит то, что до 13 века нет свидетельств её существования. Документальных или археологических подтверждений персоны Менелик тоже нет до этого периода. В 1225 году появляется перевод на Арабский язык книги, со всеми этими героями, который выполнила группа Эфиопских священников с Коптского языка. Наиболее вероятно, по всему, что эти священники и были авторами легенд, а Менелик никогда не существовал.

Скорее всего, в часовне заточён разрушающийся, пыльный, с остатками позолоты Ковчег, который Эфиопы считают истинным. Но является ли он чем-то более ценным, а не очередной репликой, изготовленной Аксумитами 800 лет назад, покажет только углеродный анализ.

Таким образом, скорее всего, история Ковчега Завета в том, что к 586 году до Н.Э., один или более его экземпляров были построены на Святой Земле. Предназначались ли они в качестве церемониальных реплик или были для других целей, вероятно, мы никогда не узнаем. Может быть, один экземпляр находился в Храме Соломона и сгорел вместе с ним. Может быть, несколько копий разошлись по миру. Некоторые реплики Ковчега Завета построены в более поздние годы, в том числе в Эфиопии. Некоторые осели в музеях, некоторые, возможно, так и покоятся в темноте отдалённых пещер, обещая открытия новым поколениям археологов. Можно с уверенностью сказать, что ни один Ковчег Завета, сохранившийся или уничтоженный, не сможет пролить свет на легендарный Исход, который не был реальным событием. Но где-то, когда-то, как-то всё же был самый первый Ковчег Завета.

Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media

Прочитать в оригинале

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

Комментарии на “Был ли Ковчег Завета?

  1. Крупин Сергей

    У Ковчега Завета был реальный прототип. Но это был ковчег не Яхве, а его жены — Ашеры, которая восседала на крыльях Херувимов на крышке ковчега. Сделан Ковчег был союзными Давиду филистимлянами, которые и внесли его в завоёванный Давидом Йевус (будущий Иерусалим).
    Была сочинена легенда (возможно, начавшаяся с шутки), что мол богиня отвергла всех богов-женихов родной Филистимии (Дагону, например, кости переломала, когда он ночью хотел ею овладеть) ради любимого Яхве. Соломон внёс ковчег богини в храм её супруга и они стали жить под одной крышей.
    Именно в честь Ашеры — богини любви и плодородия праздновали допленную Пасху, во время которой левиты носили Ковчег по городу, собирая попутно пожертвования. Традицию пресёк Иосия, приказавший оставить Ковчег в Храме, поскольку по введённому им новому ритуалу все жители с жертвами и пожертвованиями должны были прийти на Пасху в Храм.
    В пленный период в Вавилонии в еврейской общине произошла религиозная революция — Ашера была предана забвению и установился строгий монотеизм. Ковчег с идолом Ашеры на нём стал неугоден жрецам. Возможно, они просто открестились от него, дескать не было в Иерусалимском допленном Храме такого предмета.
    Моя статья о Ковчеге Ашеры:
    http://proza.ru/2013/10/03/721

    1. андрей

      Херни большей в жизни не слышал на каких умозаключениях этому придурку могло это присниться

  2. VladSeemax Опубликовал

    Действительно интересный комментарий и дополнение. Спасибо Сергей!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *